12 февраля (30 января) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Неслучайно этих святых отцов стали называть столпами Православия. Учения трех святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, особенно необходимая в дни духовных шатаний и нестроений, поскольку эти святые отцы жили в непростое для церкви время, борясь с ересями и расколами. Прозвания трех святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: «Великий» – подчёркивает величие учителя, воспитателя, иерарха; «Богослов» – подчёркивает боговдохновенность и созерцательность поэта более, нежели догматиста; «Златоуст» – красноречие, золото уст подвижника и мученика, талантливого и блистательного оратора.
Несмотря на то, что жили эти святые отцы ещё в в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позже – только с XI века. Дни памяти каждого из них по-отдельности праздновались и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно синаксарю, который помещен в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по иной версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни из них ставили выше остальных Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда произошло чудо: эти святители явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявив о своем равенстве пред Господом, и повелели праздновать их память в один день, а также сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января (по старому стилю), поскольку все трое святителей вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1 января, Григорий Богослов – 25 января, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27 января.
У некоторых исследователей данный рассказ вызывает сомнение, поскольку он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако, это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.
В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным трем святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, а также их риторическом даре. Три святителя подобны Святой Троице и верно учат о Святой Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси, и поэтому дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале» (составленной Мавроподом), и в канонах три святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор даже называет «третьим заветом».
Праздник трех святителей, возникший из глубин народного почитания, был официально введен в богослужебный церковный год в третьей четверти XI века как одна из мер по борьбе с латинством. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века стал актуален в церковной ситуации XI века.
Три святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом.
Память трех святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII века – например, в уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».
Изображения трех святителей известны с XI в. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции британского музея.
В Греции день почитания трёх святителей считается ещё праздником образования, праздником всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах и академиях. Поскольку учение – это вид созерцания, это «путь Марии», которым шли святители. На Руси в храмах при духовных школах и семинариях в этот день по традиции совершается особая служба – многие молитвы и песнопения исполняются на греческом языке.