• О ХРАМЕ

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

      
        С этого времени в воспоминание великого чуда и было установлено празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Чудесное избавление жителям Константинополя пришло во время Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь на 5-й субботе Великого поста.
        Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

        Этот первый и самый совершенный из акафистов был составлен тогда же, в VII веке, на основе более древних кондаков, в которых воспевались события Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Господа Иисуса Христа. Святая Церковь установила праздновать и воздавать похвалы Пресвятой Богородице стоя. С тех пор этот акафист читается во время Великого поста на богослужении для утверждения кающихся в надежде на заступление Божией Матери, Которая, избавляя от врагов видимых и невидимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
      
        Поэтическое боговдохновенное достоинство акафиста, по-видимому, связано с тем, что он составлен на основе более древних кондаков и отеческих преданий, воспевающих Божию Матерь. Мы не знаем, какие это были кондаки, но до нас дошел один исторический документ, в котором с удивительной силой воздаются Похвалы Пресвятой Богородице.
        Этот документ – письмо ученика апостола Павла священномученика Дионисия Ареопагита, обращенное к апостолу Петру.
        Он писал, что когда он был введен в высочайшее присутствие Девы, увидел Ее светлообразный лик, то сердце его исполнилось такой неизъяснимой радости и полноты блаженства, что, не будь он хорошо наставлен в основах истинной веры, счел бы Ее лицо Божеством. Автор говорит при этом, что, продлись еще чуть более это созерцание, его душа рассталась бы с телом. Он приобщился в полноте блаженству будущего века, и это лишь в минутном созерцании Пречистой Девы.

Комментирование запрещено