У каких дверей стоит Господь? У дверей нашего с вами сердца и тихим голосом благодати стучится в наше сердце, в нашу душу, желая исправления нашей жизни, желая, чтобы мы подготовили свой внутренний храм для вселения туда благодати Святаго Духа. И ищущие и жаждущие этого вселения это и есть истинно блаженные, те, кто не видел, но веровал. Но веровал уже не потому что кто-то им сказал, а потому что ощутимо чувствуют в душе, в своем сердце наличие благодати Христовой, благодати Святого Духа, и для этого очищают свое сердце, исправляют свои поступки, согласуют их с евангельским духом, стараются об очищении греховных помыслов, стараются быть кроткими, любящими, смиренными. И вот таковые это истинно блаженные. Именно они продолжают как апостол Фома искать Бога. Именно они не довольствуются той формальной верой, которая заключается во внешнем послушании Церкви, в повседневном простом участии в Таинствах. Эта вера, безусловно, является верой, но не достаточной для спасения.
Наша вера должна возрастать день ото дня. Она должна все более воспламеняться, все более очищать нас. Это достигается на пути аскетическом, на пути молитвенного делания. Но, как и молитва должна быть упорной, долговременной, непрестанной, совершаться в духе покаяния, так и скорби, которые Господь посылает нам, они тоже регулярны, по-своему непрестанны, долговременны. Ибо у Господа все точно. И Он недостаток нашего молитвенного делания восполняет скорбями и внешними страданиями. Вот эта истина. Ее понимают и понимали многие святые. Преподобный Силуан Афонский рассказывал, как однажды повстречал одного офицера и сказал, что понравился он ему. И он полюбил его и сказал ему, чтобы он молился, чтобы было меньше скорбей. Действительно молитва способна уменьшит количество скорбей в жизни христианина. Именно потому, что человек очищается либо через молитву, либо через аскезу, либо через внешние скорби. Ибо через добровольную молитву очищается сердце человека либо через недобровольную – скорби. Точно также от страдания, от боли, от скорбей очищается, переплавляется христианин в этом огне страстном, который горит у него в сердце, которое постоянно возводит христианина на крест.