Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, братья и сестры, с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня!
В этот день православные христиане вспоминают два события. Первое — это, как говорит Священное Предание, обретение Креста в 326 году в Иерусалиме. Произошло это возле горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, в VII веке, где он находился в плену греческим императором Ираклием. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве.
На Голгофе произошла большая победа. Христос пришедши сюда для того, чтобы спасти всех и сделать чадами Отца Своего Небесного, вновь отверз нам двери рая. Господь взял на себя грехи всех людей, которые жили до Его земного пришествия, во время Его земной жизни и после Его вознесения на небо. Своими страданиями и смертью победил гнев, победил дьявола, даровал нам возможность жить вечно.
Теперь мы вспоминаем эту победу, а накануне, во время Всенощного бдения, был совершен чин Воздвижения Креста. Мы совершили то действо, которое произошло в 326 году в Иерусалиме. С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня. Когда мы смотрим на Крест Христов, вспомним о том, что и мы как последователи Спасителя нашего должны нести свой крест. Он Сам дал нам эту заповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Что это значит? По словам старца Паисия Святогорца, крест посылается не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы мы по нему, как по лестнице, взошли на небо. Для одних он может послужить во спасение, а другим — в осуждение и гибель. Во спасение — если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение — если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением. В этом случае крест становится для человека гибельным. Все мы перед Богом грешники, и крест посылается нам во спасение. Понесем же его с терпением и благодарением Богу. Вместе с ним признаем себя грешниками, достойными самого тяжкого креста. Ибо если будем так поступать, то в конце земного пути и мы, подобно святым, взойдем со своего креста на небо. В день Воздвижения Креста Господня воздвигнем его в своих сердцах и в своих умах, в своей жизни, чтобы он действительно был для нас победой Христовой над всякой немощью и сомнением, над унынием и печалью, над грехом и беззаконием, чтобы он всегда был для нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и христианской любви. Аминь.
Настоятель храма во имя Трех Святителей, иерей Павел Уваров.