• О ХРАМЕ

Предпразднство Рождества Христова

Совсем скоро наступит радостное торжество – Рождество Господа нашего Иисуса Христа!

Церковный устав организован очень мудро. Пост, молитвенные песнопения и чтения настраивают, бережно подготавливая человека к любому церковному празднику или событию. Празднование Рождества Христова, как учит Церковь — не просто воспоминания давно минувших событий, а деятельное участие каждого верующего человека в них. Христианин духовно проживает глубокое значение события рождения Христа. Несколько дней перед Рождеством Христовом называются предпразднеством этого праздника. Основной мыслью богослужений этих дней является то, что воплощение Господа – это неизреченная тайна и снисхождение Бога к людям.

Сын Божий, став Человеческим, с первых дней вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающимся всячески помешать делу спасения людей. В канонах малого повечерия в дни предпразднества вспоминаются первые невинные страдальцы – Вифлеемские младенцы. Описывается образ неистового в злобе Ирода с «его сборищем иудейским». Эти каноны составлены по образу и подобию канонов Страстной седмицы. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

В дни предпраздненства Рождества Христова усиливается пост. А в последний день навечерия Рождества Христова достигает своей наибольшей строгости. В Сочельник вкушение пищи по уставу благословляется только один раз, после вечерни с литургией.

Слово «Сочельник» происходит от слова «сочиво», что означает кутия с медом. Сначала эту кашу варили из гороха, ячменя, и конечно, пшеницы. Позже стали использовать рис. В качестве приправы в горшочек шли изюм, мак, мед. Это блюдо имело и собственную символику. Зерно обозначало воскресающую жизнь, мед и другие сладости – блага, которые Господь пошлет семье в будущем.

Кутия обычно вкушается в память мучеников и при поминовении усопших. Таким образом, во вкушении сочива на трапезе в сочельник мы предузнаем о том, что Воплотившийся Христос есть и Агнец Божий, Которому предстоит добровольно пострадать за грехи всего мира; а также и трехдневный мертвец, которому волхвы помимо золота и ладана принесли смирну.

Предпразднство Рождества Христова — это прежде всего внутренняя подготовка к общей радости — приходу в мир Спасителя. В это время в храме на богослужении начинают читают молитвы посвященные Рождеству. Основной смысл всех богослужений этих дней – о том, что чудо Боговоплощения — это акт снисхождения Бога к людям.

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4
Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3
Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

Комментирование запрещено