18 января Церковью молитвенно празднуется навечерие Богоявления или, как еще называют этот день, сочельник Крещения. Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) – связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
В виду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти все же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается все, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом каждому здесь будет его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В день Богоявления Церковь воспоминает крещение Спасителя от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн родился на 6 месяцев до Христа и Волею Божью избежал смерти среди младенцев, убиенных в Вифлееме Иродом. Всю свою жизнь святой пророк провел в пустыне. «При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов…» (Лк.3:2-3).
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский поясняет это так: «Он проповедовал людям «крещение покаяния», то есть исповеди. А это крещение содействовало им к оставлению грехов, даруемому через крещение Христово. Ибо крещение Иоанново не имело оставления грехов, но вело к оставлению, то есть приготовляло людей к принятию Христова крещения, имеющего оставление грехов».
Служба в Крещенский сочельник начинается с Царских часов. Священник выносит на аналой в центре храма, перед открытыми Царскими вратами, Святое Евангелие; читаются псалмы, паремии, Апостол и Евангелие, в тексте которых поясняется величие грядущего праздника.