• О ХРАМЕ

Родительская суббота

Суббота второй седмицы Великого поста: Поминовение усопших

Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане.

Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот – любовь. Другая причина их основания есть та, что в сии дни поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Монах Митрофан, «Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти»

ПЕСНОПЕНИЯ ПАНИХИДЫ
Упокой, Боже, рабы Твоя, и учени я в раи, идеже лицы святых, Господи, праведницы сияют яко светила: усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.

«Упокой, Боже, рабов Твоих и дай им место в раю, где сонмы святых, Господи, и праведники сияют, как светила. Усопших рабов Твоих упокой, невзирая на все их согрешения».

Тропарь, глас 5

Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. Темже Христу безсмертному возопиим: преставленнаго от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище.

«Все человеческое, что не остается после смерти – ничтожество: не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть – и все это исчезло. Поэтому воскликнем бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище все радующихся!»

Стихира, творение святого Иоанна Дамаскина, глас 3

Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у тебе, Человеколюбче.

«Спаситель! Упокой души рабов Твоих с духами праведников, достигших совершенства, храня их в блаженной у тебя жизни, Человеколюбец!»

Тропарь, глас 4

О ПОМИНАНИИ УСОПШИХ
Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма Богоугодное и полезное.

Комментирование запрещено