• О ХРАМЕ

Благовещение

У греческого паломника конца 12 века пресвитера Фоки также говорится о храме у колодезя. При входе в Назарет, пишет Фока, «находится храм Архангела Гавриила; и у левой стороны алтаря, находящегося в храме, усматривается небольшая пещера, в которой бьет ключом источник, в котором всенепорочная Богоматерь, намереваясь по обычаю почерпнуть воду, получила первое приветствие от Гавриила, и, спустившись, в трепете возвратилась в дом Иосифа, в котором услышала от Архангела: «Радуйся, Благодатная», и ответила ему: «Се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему».

Примечательно, что оба православных паломника — русский игумен Даниил и греческий пресвитер Фока, посетившие Назарет в 12 столетии, различают два момента Благовещения — у колодца и в доме Иосифа. Комментируя это обстоятельство, профессор Киевской Духовной Академии Дмитриевский писал в начале 20 века: “И игумен Даниил, и священник греческий Иоанн Фока легко примиряют оба мнения, приурочивая первое благовестие к колодцу, а второе — к дому праведного Иосифа Обручника, над которым некогда стояла греческая церковь святой царицы Елены, разрушенная потом сарацинами и возобновленная францисканцами».

Вслед за игуменом Даниилом предание о благовестии Пресвятой Деве у колодезя сохраняли и русские паломники более позднего времени. Так, киевский пешеходец Василий Барский в 1729 году сообщал о том, что “егда приидох в Назарет, обретох тамо церковь и священника, и христиан православных, и поклонихся месту Благовещения Пресвятыя Богородицы, и замедлих дни доволни». Поклонившись месту Благовещения в православной церкви у колодезя, Барский подробно описал увиденное.

Более поздние русские авторы также указывают на греческий храм как на место первого благовестия Деве Марии. По словам настоятеля единоверческого монастыря, архимандрита Павла, посетившего Святую Землю в 1881 году, «в Назарете православная церковь стоит над источником, при котором, когда пришла сюда Пресвятая Богородица почерпать воду, по преданию, в первый раз возгласил Ей невидимо Архангел: «Радуйся, Благодатная». О том пишется и в древнепечатном «Маргарите», в слове на Рождество Пресвятой Богородицы».

Комментирование запрещено