С праздником, дорогие братья и сестры!
В церковном календаре много праздников в честь икон Пресвятой Богородицы: Казанской, Владимирской, Тихвинской и мн.др. Икона Казанской Богородицы — одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир «небесного Царя и Судии». В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков.
Из истории праздника: после сильного пожара в 1579г. в Казани, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа, т.к. радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей обрели зрение. Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений, был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген.
Сначала праздник был местным и праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по Русской земле.
Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649г., когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (по старому стилю) в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917г. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.
В Смутное время Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.