• О ХРАМЕ

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, в навечерие Рождества Христова, в Рождественский сочельник, мы слышали Евангелие о Рождестве Христовом апостола и евангелиста Луки.

Апостол Лука был человеком ученым, он был врачом. По тем временам, это был образованный человек. Поэтому свое евангельское повествование он ведет, все время отмечая: «В правление такого-то правителя было такое-то указание – перепись провести». И вот как раз эти моменты, которые он отметил, потом и явились для следующих поколений указанием на год Рождества Христова. Потому что рождение Богомладенца, как мы видим и слышим, было безвестным для многих. И для того, чтобы потом человечество вело летоисчисление от этого года, Господь умудрил апостола и евангелиста Луку отметить все эти факты. Потому что правителей, императоров, конечно, знали, и перепись такая была. Это было «первое написание», как сказано, – значит, первая перепись. Ну, вы знаете, переписи бывают и в наше время. И вот это указание послужило потом основанием нашего летоисчисления.

Так часто бывает: когда человек что-то имеет: какие-то навыки, способности, – он воспринимает это как нечто обычное. А то, чего у него нет, кажется ему более трудным, более значительным, что ли, оно производит на него особенное впечатление. Человек, допустим, что-то производит или разбирается в каких-нибудь технических вопросах – «Ну, тут вроде всё понятно, это дело обычное!» А петь и играть или, скажем, приготовить пищу он не может. И когда другой поет, или играет, или вкусно готовит, то это кажется ему чем-то особенным и запечатлевается у него.

И вот замечательно, что именно ученый человек особенно подробно описывает явление ангелов пастухам. О волхвах говорит апостол и евангелист Матфей. А для апостола и евангелиста Луки появление волхвов вполне понятно: ну, что ж, ученые люди, они поняли, что уж если звезда явилась, значит, это всё – творение высшее, непостижимое человеку. Оно свидетельствует, значит, что-то особенное – тут понятно. Ученый человек поймет, должен, по крайней мере, понять. А вот почему ангелы явились пастухам, а не ученым? – вот это для него было чем-то удивительным, как-то особенно его душу поразило. Ведь те шли-шли, потом весь Иерусалим перемутили, всё расспрашивали: как, что, где? А Господь послал ангелов прямо к пастухам, и они получили известие не при помощи науки, не при помощи звезд, астрономии, а напрямую от ангелов, от духов Божиих.

Этот момент замечателен по своей глубине. Действительно, когда простой человек слышит, как какой-нибудь ученый о чем-то свидетельствует, что-то доказывает, то он – в восторге: «Как он замечательно доказывает, как он здорово рассуждает!» Он верит безоговорочно! Ему и доказательств-то особых не нужно. Душа принимает! А ученого человека поражает другое: «Он вроде бы ничего не знает, не понимает, а такая твердая вера!» У этого не хватает учености, а у того – учености сверх головы, а веры-то… – вот этого бы покрепче!

Это, действительно, момент замечательный. На этот счет есть изречение одного из великих ученых, кажется, Пастера: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим; когда я углубился в науку, я уверовал; а теперь, достигнув известных высот в науке, – а он был ученым с мировым именем, – я верю, как последняя бретонская крестьянка».

Комментирование запрещено