• О ХРАМЕ

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Интересно, что едят все: и профессора, которые понимают, что в желудке происходит, и простые рабочие, – все с одинаковым удовольствием. Причем, многие едят то, к чему их приучат с детства. Вот иногда говорят: «Ну, почему ты не ешь, ведь это же лучше!» Нет, потому что он привык к другому, принял это в простоте сердца, и оно в нем живет. И в сущности-то, когда мы начинаем спорить, многие раздоры, многие разделения происходят оттого, что мы не относимся к этим вещам просто – «ну, потому, что это так».

Хотя это совсем не значит, что нужно бездумно всё выполнять. Нет, это было бы неправильно. И опять же возникает вопрос: «Ну, а как же тогда? Значит, пусть каждый верует, как верует?!» Нет. Испытайте Писания (Ин.5:39), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Писание-то – да, действительно, и Писание сравнивается одно с другим. Но есть вещи, которые просто принимает душа. Человек так чувствует – и принимает.

Простота, по-настоящему, это то, о чем сказал один из оптинских старцев: «Двадцать лет просил я этой простоты». Это, конечно, тоже дар Божий. И, по-настоящему, это состояние благодатное. Тогда человек живёт просто, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного». И вот эта простота – во всем: и в вере, и во всей жизни. Тогда бывает простое восприятие вещей: «Ну, так – значит, так».

«Есть у нас что-нибудь на ужин?» – «Вот, это есть». – «Ну, и давай это будем есть».

И такое отношение ко всему, в конце концов, всё умиротворяет. А бывает, когда человек не унимается: «А почему это так, а почему это?..» Да потому, что это так. Ну, смирись, прими в простоте сердца – и всё, и успокоишься. Мы знаем, что Господь, когда проповедовал здесь, на земле, то говорил: «Волос с головы не упадет без воли Божией». И если волос с головы не падает без воли Божией, значит, всё управляется Промыслом Божиим, значит, это почему-то так.

Нет, это не значит, что мы не должны участвовать в жизни, должны бездействовать. Но наша деятельность должна быть, прежде всего, в согласии с волей Божией. Первый вопрос: как это согласно с волей Божией? А результат – всё равно от Бога. Потому что ты, например, можешь хотеть хорошего, но время для этого еще не пришло.

В минувшие воскресные дни мы прославляли святых отцев, праотцев. Они всё ждали, ждали Спасителя мира, но время еще не приходило. Пришло время, и Господь родился, пришел на землю. Господь ходил по земле, а за Ним гонялись, хотели Его убить. Он сказал: «Время ещё не пришло». Пришло время – вот, се есть ваша година, и область темная (Лк.22:53). Но на некоторое мгновение, на некоторое время. Распяли – всё! Теперь – воскрес и приду судить, когда придет время. И тогда всё кончится. Все эти козни, вся эта дипломатия, все эти приемы – всё это будет прикончено. Время придет – тогда будет всё.

Без Бога никто ничего не может. Еще при жизни Спасителя было два правителя, по тем временам очень могущественных, по имени Ирод. Один – который велел четырнадцать тысяч младенцев убить, и другой, подобный ему. Хощет Тя убити, — говорят. Господь говорит: Рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий скончаю (Лк.13:31-32). Если ничего не стоило невинных младенцев убить, то, что стоило убить одного Человека? Ничего не стоило. Но Господь сказал: «Но он ничего не сможет, потому что время еще не пришло». Когда пришло время, то Пилат, расхваставшись своей властью, сказал: Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Господь ему говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин.19:10-11)Вот, попробуй пустить – не пустишь, сейчас подпишешь «распять». И он подписал «распять». Трижды хотел отпустить, трижды порывался, а подписал – «распять». Значит, что он из себя представлял? Ничего.

Мы часто забываем об этом в жизни. А простое восприятие жизни, простое восприятие евангельского слова, евангельских примеров, – это фактически всё. «Ах, что будет?» Будет то, что должно быть. «О, вот этот сделает!» Этот ничего не сделает, и тот ничего не сделает, а этот сделает то, что ему будет дано. Иначе – никто ничего не сделает. «Вот, – говорят, – будет то-то и то-то». Да, кто знает, что будет? Вот то, что святые отцы сказали, то будет. «Как это будет?» Не знаю, как, но будет.

Мы помним время, когда говорили, что ничего не останется: «настолько всё схвачено!» Это схвачено сверху, а на самом деле только прилеплено, дунь – и всё развалится. И разлетелось. И этому столько примеров, а мы всё никак не уверимся. И мы всё еще приписываем это каким-то деятелям… Да ноль! Полный ноль без палочки.

Святитель Игнатий говорит: «Человек! В гордыне своей, что ты мнишь о себе? Ты – слепое орудие в руках Промысла Божия, полностью слепое, без малейшей самостоятельности». Да какая ж самостоятельность? Никакой там самостоятельности-то нет. Даже иногда и в земном-то смысле видишь, что нет у людей самостоятельности, а им приписывают, будто они что-то там могут! Кто что может? Да никто ничего не сможет, если Господь не поможет. Апостол Иаков говорит: Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдём во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение, иже не весте, что утре случится, кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или ино. (Иак.4:13-15). Вот так нужно говорить. И так будет.

Сущность всего этого одна: нужно укреплять веру. Укреплять веру, настоящую веру – и на каждом шагу. Как Господь говорит: Волос с головы не упадет без воли Божией. Значит, так. Ко всему нужно относиться именно с так, как простой народ сказал: «Что Бог ни делает, всё к лучшему» и «Господь передом правит». И это истинно так.

Правда, многое мы начинаем понимать (если еще Господь откроет) только по прошествии многого времени. Но мы ж не больше, конечно, апостола Петра, которому Господь сказал: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих (Ин.13:7). И ведь когда ему было это сказано-то? На Тайной Вечере, когда Господь уже шел на страдания. То есть, уже всё – обучил, наставил, а потом еще добавил: «Что делаю, ты сегодня не знаешь, уразумеешь же после». Поэтому если апостолу Петру, который с Господом ходил, был один из первых Его учеников, которому были открыты многие тайны Царствия Божия, которому Господь дал ключи Царствия Небесного, – если ему Господь так говорил, то куда нам-то, со своим умом? Что нам удивляться, что мы не понимаем даже и после того, что совершилось? Вот если Господь еще откроет, может, в будущей жизни, станет нам что-то ясно. Ибо были такие случаи и есть, когда люди приходят оттуда, с того света, и говорят: «Это вам – за то, а будет вам еще то-то». И так оно и исполняется.

Так что будем мы благодарить Бога прежде всего за то, что Господь дал нам истинную, православную христианскую веру, что Господь дает нам такие примеры, которых больше нигде нет. Такой ясности и простоты истины – нигде ничего подобного нет. Но это, если Господь откроет эту ясность, тогда всё понятно. А если не откроет, то и очи имут – и не видят очима, ни разумеют сердцем (Ин.12:40). Поэтому мы и благодарим Бога, прославляем Его за те милости, которые Господь нам являет. Потому что дает нам в меру той возможности, которую мы, грешные, опять же от Господа получаем – разумения вот этих духовных вещей.

И потому ангелы, видя, как Господь устрояет здесь судьбы человеческие, славят Творца: Слава в вышних Богу, и на земли мир. Это какой мир? Это вот тот мир, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Мир, который в душе человеческой, который дает истинная вера, упование на Бога. Вокруг всё может и крутиться, вертеться, но это – в мире мирском. А в душе православных христиан должен быть такой мир, который был, когда родился Господь и ангелы воспели: на земли мир. И когда Господь воскрес и сказал: Мир Мой даю вам (Ин.14:27)Господь всё время говорил: Мир вам.

Вот этот мир нужно всячески стараться стяжать и сохранить в душе. Поэтому в свое время, когда я начинал, по милости Божией, свое священническое служение, один архипастырь сказал мне:

– Что это вы, батюшка, там чем-то возмущаетесь? Уставные неточности какие-то?

– Я говорю:

– Да, как же так?

Он говорит:

– Всё нужно класть на алтарь мира.

И я до сих пор всегда вспоминаю это изречение.

И когда какая-то ситуация происходит, в каких-то мы обстоятельствах находимся: семейных ли, служебных ли, – нужно еще помнить одну заповедь, как отец Сергий (Царство ему Небесное) говорил: «От нас зло не должно исходить». А зло не будет исходить от нас только тогда, когда его в нас не будет. А его не будет только тогда, когда мы будем всеми силами стараться сохранить мир душевный. Если вот сохранишь этот мир душевный, то и не озлобишься, а не озлобишься – и зло не изыдет от тебя. И эти слова Господни: на земли мир, – будут исполняться в душе каждого человека. Аминь.

Валериан Кречетов, протоиерей

6 января 1995 г.

Комментирование запрещено