— Расскажите о строительстве храма Трех святителей. Каковы прогнозы по поводу окончания работ?
— Приход должен развиваться естественным образом. Каждый храм имеет свою историю. На данный момент нашему приходу с момента основания исполнилось шесть лет, и капитальное здание нам просто необходимо. Сегодня потребности наших прихожан и их семей как раз-таки соответствуют размерам того храма, который мы спроектировали и к строительству которого приступаем.
Поскольку мы строим частным образом, то дать точный прогноз об окончании работ сложно. Храм у нас небольшой, разрешение на общее строительство выдано до 2028 года.
Застройка участка не будет больше 10%. На мой взгляд, строительство храма и воскресной школы мы могли бы дополнить летней сценой для проведения культурно-массовых мероприятий, чтобы в теплую погоду можно было проводить тематические мероприятия и вести культурную просветительскую жизнь.
Современная церковная деятельность разрешает множество форматов взаимодействия с обществом, с различными общественными организациями, на благо людей, на их поддержку и просвещение. Поэтому с Божьей помощью будем и дальше в таком ключе развивать приходскую деятельность.
— На какие средства возводится храм? Как прихожане могут помочь в его строительстве?
— Строительство храма всегда совершается на пожертвования частных лиц или организаций. Смысл совместного строительства в том, чтобы каждый человек смог принять посильное участие. Чем больше этого участия и чем больше людей, тем большую народную любовь этот храм приобретает. Например, храм Христа Спасителя, главный храм в стране, был построен на народные пожертвования в честь окончания войны с Наполеоном. И жертвовали все: цари, князья, простые люди, христиане. Все в меру сил и способностей принимали участие в благом деле. Конечно, современное строительство храмов не обходится без помощи коммерческих и строительных организаций, благотворительных фондов. Но в любом храме важно участие простого человека, который независимо от социального статуса может прийти в этот храм, и никто не попросит оплатить входной билет.
— У Вас большие планы, но своими силами непросто все развивать. Нужны ли волонтеры для той или иной помощи?
— Именно сейчас требуется больше квалифицированной помощи. В дальнейшем, когда приход приобретет уже законченный вид, можно будет активизировать и волонтерское движение. Хотя и сейчас среди прихожан есть волонтеры: в период коронавирусной эпидемии была организована адресная помощь — людям передавали пакеты с продуктами, откликались на запросы о поддержке.
С начала СВО все активно помогают фронту и военнослужащим: прихожане организовали сбор гуманитарной помощи, в волонтерском центре плетут маскировочные сети. Сейчас наш приход предоставляет материал для изготовления окопных свечей. Так что волонтерская активность в приходе есть, но пока она адресная.
— В развитие прихода, включая стройку, воскресную школу, службы и другие дела, вложено много усердия и трудов. Как Вы отдыхаете?
— Режим труда и отдыха нужно стараться соблюдать. Я для себя нашел такой вид отдыха, как пешие прогулки в горной местности. Шесть километров вверх и столько же вниз. Хорошая физическая нагрузка способствует перезагрузке, возможности побыть наедине с собой, привести мысли в порядок, помолиться, посмотреть на красоту божьего мира.
— Быть настоятелем храма — это особенное чувство?
— Да, абсолютно особое ощущение. До того, как меня назначили настоятелем, я был штатным священником порядка восьми лет. У священников свои обязанности в храме, которые кажутся простыми: подежурить, пообщаться с людьми, службу провести, помолиться. Остальное — это уже забота настоятеля, у него много забот даже в малом храме.
— Не так давно у Вас в гостях был отец Иоанн из храма во имя святителя Луки Крымского. Ваши приходы поддерживают другу друга или это личная дружба?
— Отец Иоанн — мой хороший товарищ. Он мой сокурсник по духовной семинарии. Мы познакомились в 2006 году на вступительных экзаменах, вместе учились четыре года. Потом отец Иоанн отправился на службу в армию, в морскую пехоту, а я поступил в Кубанский госуниверситет и продолжил учебу в классическом вузе. После армии отец Иоанн вернулся к церковной службе и стал священнослужителем, как и я — после обучения в университете. И дружба наша сохранилась. Сейчас у нас, конечно, много общего, потому что цели и задачи примерно одинаковые. Что касается общения между приходами, то за шесть лет моего настоятельства ни разу не сталкивался с ситуацией, когда мне кто-то отказал бы в дружеском совете. Каждый храм может столкнуться с трудностями, но тем не менее все в духе братской любви, во взаимоуважении, взаимопонимании.
Наш владыка, митрополит Василий, также призывает священников к совместной службе. Мы собираемся в кафедральном соборе, все молимся. Такие службы во главе с митрополитом, другими священниками — это большая радость, возможность ощутить причастность к большому духовному движению, к духовенству епархии. Возможность таких совместных встреч и богослужений — большая поддержка и опора. Для меня это личное утешение и подспорье, потому что больше четырех лет я служил один в нашем храме. Сейчас мы молимся вместе с отцом Сергием — вторым батюшкой.
— Приход начал свою работу в 2019 году. Сейчас, спустя годы, и для прихожан, и для Вас наверняка этот храм как второй дом. Помните ли Вы тот момент, когда храм стал для Вас по ощущениям домом?
— Каждый храм — это дом для священника, но в первую очередь — дом Божий. Независимо от того, маленький храм или большой, — это место, где прибывает Господь. И это осознание пришло с первых дней. Вот ты только подумал о том, что очень нужна определенная икона, никому не сказал, проходит день-два, на пороге появляется человек и говорит: «Батюшка, я был в поездке и в подарок храму привез икону». И это оказывается та самая икона, о которой думал буквально пару дней назад. Так и понимаешь, что Господь, как Евангелие, слышит сердце человека. Даже не нужно вслух произносить, а Господь уже знает.
— Затронуло ли приход проведение СВО? Возможно, есть что-то, чем Вы можете поделиться на эту тему?
— СВО — это тяжелое испытание, как и любые военные действия в истории нашей страны. Видимо, от Господа такое попущение для того, чтобы еще раз задуматься о том, как мы живем, что для нас дорого и ценно. Спецоперация, конечно, затронула и наших прихожан. Мужчины были призваны на военную службу, покинули свои семьи. Мы здесь, в тылу, стараемся принять участие в поддержке и помощи.
Был однажды чудесный момент, связанный с молитвой. Мы помолились с военнослужащим, а потом он вернулся после серьезного ранения и рассказал: «Я всем своим умом, сознанием понимаю, что выжить было невозможно: мы подорвались на мине, я находился практически в эпицентре взрыва, но выжил! Да, с серьезными травмами, но я вернулся и считаю, что это благодаря молитве перед отправкой на фронт».
Есть и трагические моменты, приходилось прощаться и разделять горечь утраты. Сын наших прихожан в 21 год пошел на СВО добровольцем после срочной службы в армии и, находясь в составе разведгруппы, героически погиб. Известие об этом мы получили и переживали вместе с его родителями в храме, молились вместе и прощались с ним. К сожалению, после такой утраты через два месяца преставился и отец погибшего, он был военнослужащим на пенсии. Отеческое сердце не выдержало и остановилось. Так что мы должны помнить: наш мир приобретается очень дорогой ценой.
У меня была личная возможность посетить военнослужащих, которые участвуют в специальной военной операции. В апреле 2023 года я вместе с главой нашего города Евгением Наумовым посещал расположение наших военнослужащих в Херсонской области, молился вместе с ними, передал гуманитарную помощь солдатам и офицерам. Молюсь за них и сейчас, чтобы они вернулись домой живыми, здоровыми.
— К Вам как к духовнику приходит очень много людей на исповедь. Бывают истории, которые остаются глубоко в сердце?
— Исповедь является очень важным духовным инструментом. Она нелегко дается священникам и тем более людям, которые стараются работать над своим духовным миром и своей душой. Как правило, грехов у человека немного, но победа над теми, которые существуют, может занимать длительное время. Поэтому Церковь призывает регулярно исповедоваться, причащаться, ведь у нас нет других действенных инструментов для спасения души человека.









