• О ХРАМЕ

Первая подготовительная неделя Великого поста

За несколько недель до начала Великого поста православные начинают готовиться к приближающемуся Великому Посту. В первое «подготовительное» воскресение Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки:

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).

Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более».

Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему?

Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.

Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно».

Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет:

«Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел».

Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».

Сергей ХУДИЕВ, журнал «Фома».

Комментирование запрещено